Современная парадигма образования, признание значимости личностных образовательных ценностей привели к созданию педагогической системы с различными видами и типами школ. Наша школа была основа в 1977 году и до настоящего времени является общеобразовательной школой. Предназначение школы включается в удовлетворении образовательных потребностей учащихся в рамках основного и среднего образования, формировании физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями и являющейся конкурентоспособной при поступлении в любые учебные заведения и на рынке труда.
На образовательную ситуацию в школе оказывает влияние целый ряд территориальных факторов. Месторасположением школы является 8 микрорайон города Одинцово, что говорит о достаточной удаленности от центра города и такой же близости к производственным структурам ВЗОИ, АОЗТ «Матвеевское», АО «Одилак», «Вторчермет», Насосный завод, Газовый трест и др. Несомненно, это играет не последнюю роль в формировании контингента учащихся. В школе обучается традиционно большой процент детей из неполных семей. В основной своей массе жители микрорайона работают на выше перечисленных предприятиях, что подсознательно настраивает детей не на получение среднего и высшего образования, а на приобретение различных специальностей в ПТУ и техникумах.
Как следствие этого, решение задач образования в школе затруднено падением интереса учащихся к обучению, начиная с 8 класса. Из 4- 5 выпускных 9-х классов в 10- е классы приходят только 2 или 3 класса. В 11-м классе на первый план выходит задача не только получения среднего образования, но и успешное поступление в ВУЗ, поэтому учащиеся вынуждены посещать подготовительные курсы при высших учебных заведениях.
До 2003 года дифференцированный подход в обучении реализовывался в предоставлении учащимся выбора направления обучения – физико – математическое или гуманитарное. В настоящее время рассматривается вопрос создания различных направлений внутри нашей школы с учетом профилизации, т.к. для этого есть все необходимые ресурсы. С 1 сентября 2008г. планируется возобновить набор в 1 классы с целью предоставления непрерывного образования.
1. Дать учащимся базовое общее, среднее (полное) образование.
2. Раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого ребенка.
3. Дать образование каждому ребенку в соответствии с его потребностями и индивидуальными способностями.
4. Создать условия для формирования у учащихся и учителей школы мотивации к саморазвитию и самообразованию.
5. Обеспечить условия развития личности, включая перевод на индивидуальный учебный план ( в связи с переходом на профильное обучение).
6. Способствовать овладению навыками научно-исследовательской деятельности учителями и учащимися.
1. Создание эффективного многомерного развивающегося образовательного пространства для всех учащихся школы.
2. Реализация комплексного подхода к обучению, воспитанию и развитию через обновление содержания образования.
3. Обеспечение непрерывности в учебно – воспитательном процессе школы.
4. Освоение и внедрение в педагогическую систему школы здоровьесберегающих технологий, личностно – ориентированного обучения.
Организация педагогического процесса и режим функционирования школы определяются требованиями и нормами Санитарно – эпидемиологических правил и норм СанПин 2.4.2. 1178 – 02 (извлечение из Постановления Министерства здравоохранения России от 28.11.2002 г. № 44, зарегистрировано в Министерстве юстиции России 5.12.2002г.
1. формирование познавательного интереса у учащихся в изучении предметов;
2. ориентация всего учебно-воспитательного процесса на развитие зоны ближайшего развития каждого школьника;
3. активный поиск новых путей индивидуализации обучения
Исходя из выводов и рекомендаций по отдельным разделам анализа (см. далее), можно сформулировать цель и задачи (см.выше) на новый учебный год.
Цель на новый 2007-2008 учебный год – формирование творческой индивидуальности личности учащегося.
Школа подключена к высокоскоростному каналу сети Интернет через выделенную линию. Провайдер линии фирма «Ростелеком». Функционирует 1 компьютерный класс, планируется открытие в 2007-2008г второго компьютерного класса.
В 2006-2007 учебном году на финансирование образовательного процесса было выделено 9279600 рублей, из которых 6000000 пошли на капитальный ремонт актового зала, столовой и пищеблока, перехода между корпусами, кровли вспомогательного корпуса и санузлов. Помимо этого 17000000 рублей из муниципального бюджета выделены на установку автоматической пожарной сигнализации, утепление и облицовку фасада и замену оконных блоков. Из внебюджетных средств было получено 300000 рублей, которые пошли на оформление актового зала и приобретение строительных материалов для проведение ремонтных работ в кабинетах.
Учебный план школы на 2006-2007 учебный год составлен на основании базисного учебного плана и сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. Учебный план в течение года корректировался в зависимости от кадровой обеспеченности. Школьный компонент распределен на изучение предметов по базисному учебному плану и на индивидуальные и групповые занятия с целью углубления и коррекции знаний учащихся.
Образовательная программа школы и учебный план школы предусматривают выполнение государственной функции школы - обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения.
Качественная характеристика обучающихся
В 2006-2007 учебном году школа работала в режиме 5- дневной рабочей недели, в основной и средней школе занималось 23 класса, в которых обучалось 540 человек.
учебный год основная школа средняя школа всего
2003-2004 561 162 723
2004-2005 498 153 651
2005-2006 470 139 609
2006-2007 391 149 540
Как видно из таблицы, количественный состав учащихся в школе за последние годы сокращается вследствие демографического спада. Сокращение контингента обучающихся соответствует среднему уровню по району.
Семейное обучение
Учебный год Всего обучающихся % к общему числу учащихся
2004-2005 учебный год 7 человек (651) 1,08 %
2005-2006 учебный год 3 человека (609) 0,5 %
2006-2007 учебный год 2 человека (540) 0,4%
Обучение на дому
Учебный год Всего обучающихся % к общему числу учащихся
2004-2005 учебный год 2 человека (651) 0,3 %
2005-2006 учебный год 3 человека (609) 0,5 %
2006-2007 учебный год 4 человека (540) 0,7%
Как видно из таблицы, количество обучающихся, находящихся на домашней форме обучения возрастает из года в год, что свидетельствует об увеличении числа заболеваний среди подрастающего поколения.
Статистика контингента обучающихся
учебный год 2004-2005 2005-2006 2006-2007
количество учеников
на конец года всего 650 609 540
в основной школ 498 465 391
в средней школе 152 144 149
отсев в течение года
основная школа 9 2 3
средняя школа 0 0 0
Количество учеников
прибывших в школу
в течение года 4 14 9
выбывших из школы
в течение года 16 26 14
Не получили аттестата
об основном образовании 1 0 0
о среднем образовании 0 0 0
Количество учеников, оставленных на повторный год обучения
в основной школе 9 9 4
в средней школе 1 1 0
Количество учеников, окончивших школу с аттестатом особого образца
в основной школе 4 12 3
в средней школе 10(4 золото) 12(4 золото) 3(золото)
Формы организации учебного процесса в 2006-2007 учебном году:
- уроки (классно- урочная форма)
- лекции, семинары, практикумы (лекционно – зачетная форма)
- надомное обучение больных детей
- семейное обучение
- консультации
- олимпиады, конкурсы
- открытые уроки
- научно-практические конференции
Учебные программы за 2006-2007 учебный год в целом пройдены. Все обучающиеся на дому по состоянию здоровья, успешно прошли курс обучения и благополучно сдали итоговую и промежуточную аттестацию.
Работа с учащимися, мотивированными на обучение
В течение всего учебного года педагогическим коллективом школы проводилась планомерная работа по развитию способностей одаренных детей.
В 2006-2007 учебном году по итогам года 3 человека награждены золотой медалью:
1. Балыкина Татьяна Александровна 11Б золото
2. Герингер Юлия Евгеньевна 11Б золото
3. Поставничая Вероника Олеговна 11Б золото
3 выпускника 9-х классов нашей школы получили аттестаты особого образца:
1. Гребениченко Карина 9Б кл. рук. Лемишева Т. В.
2. Кулешова Александра 9Б кл. рук. Лемишева Т. В.
3. Крылкова Алиса 9В кл. рук. Барскова Н. С.
В прошедшем учебном году наша школа принимала активное участие почти во всех предметных районных олимпиадах (исключение: физика) – 2 победителя, 9 призеров, а также различных районных конкурсах (2 победителя, 6 призеров) , научно – практических конференциях.
Победители и призеры районных олимпиад
2002-2003 2003-2004 2004-2005 2005-2006 2006-2007
8 7 12 9 11
Статистика 2006-2007 учебного года (олимпиады, конкурсы)
Ф. И. ученика предмет Ф. И, О, учителя название конкурса место
1. Шаламов Александр ИЗО Кузьменко Г. А. Быть толерантным в 3
многообразном мире
2. Сафонова Ольга история Барскова Н. С. Быть толерантным в 1
многообразном мире (сказка)
3. Храмкина Елена информатика Казанцева М. А. Символы Одинцово лауреат
4. Назарова Анастасия труд Строчкова С. А. Юный кутюрье лауреат
5. Гребениченко Карина труд Строчкова С. А. Юный кутюрье лауреат
6. Сафонова Ольга труд Строчкова С. А. Юный кутюрье лауреат
7. Медведева Екатерина немецкий язык Платова С. Ю. Страноведение 1
8. Нефедов Алексей немецкий язык Калинкина В. И. Страноведение 2
9. Васильева Василина английский язык Выставкина Н. Н. Страноведение 1
10.Порсев Сергей труд Яничкин Н. В. технология 3
11.Порсев Сергей труд Яничкин Н. В. технология 2
12.Бармин Леонид труд Яничкин Н. В. технология 1
13.Дорохов Сергей труд Агишев Р. Ю. технология 2
14.Кулешова Александра русский язык Косарева Т. Н. Русский язык 3
15.ГЕРИНГЕР юлия немецкий язык Платова С. Ю. Немецкий язык 2
16.Евсеев Мстислав Биология Капшук Л. Л. Биология 1
17.Сафонова Ольга география Куйдина А. А. География 3
18.Евсеев Мстислав география Куйдина А. а. География 3
19.Суворинова Юлия немецкий язык Платова С. Ю. Немецкий язык 3
20.Малашкина Елена немецкий язык Калинкина В. И. Немецкий язык 3
В 2006-2007 учебном году количество победителей и призеров районных олимпиад превзошло все общеобразовательные школы и многие инновационные учреждения города.
Статистика обученности в 2006-2007 учебном году.
5-е классы
Класс Ф.И.О. классного руководителя Успеваемость обучающихся Качество знаний
5а Видина А.В. 100% 64%
5б Ромашкина Н.Н. 100% 53%
5в Калинкина В.И. 100% 44%
5г (ККО)Дзюба М.Л. 100% 42%
6-е классы
Класс Ф.И.О. классного руководителя Успеваемость обучающихся Качество знаний
6а Родинова Л.П. 100% 43%
6б Чернякова Т.М. 88% 14%
6в Харитонова Л.Е. 97% 28%
7- классы
Класс Ф.И.О. классного руководителя Успеваемость обучающихся Качество знаний
7а Бойкова Е.Я. 86% 33%
7б Демяненко Л.Г. 87% 13%
8-е классы
Класс Ф.И.О. классного руководителя Успеваемость учащихся Качество знаний
8а Куйдина А.А. 92% 44%
8б Косарева Т.Н. 96% 19%
8в Хорошухина В.Г. 100% 20%
8г Платова С.Ю. 84% 20%
9-е классы
Класс Ф.И.О. классного руководителя Успеваемость обучающихся Качество знаний
9а (ККО)Кабанек И.И. 100% 9%
9б Лемешева Т.В. 100% 48%
9в Барскова Н.С. 90% 40%
9г Строчкова С.А. 96% 4%
10-е классы
класс Ф.И.О. классного руководителя Успеваемость обучающихся Качество знаний
10а Корявко Т.С. 92% 28%
10б Казанцева М.А. 97% 47%
10в Капшук Л.Л. 85% 7%
11-е классы
Класс Ф.И.О. классного руководителя Успеваемость обучающихся Качество знаний
11а Назарова Н.М. 100% 52%
11б Чирухина Л.П. 100% 42%
11в Шайтанова Л.Г. 95% 10%
В следующем учебном году необходимо всему педагогическому коллективу школы обратить внимание на проблему снижения успеваемости и качества обучения.
Результаты итоговая аттестации
9 – е классы
Все учащиеся 9-х классов (91 человек, из 92 – Радченко Алексей оставлен на повторный год обучения) успешно сдали выпускные экзамены, многие из них сдали экзамены на «5»:
Показатели 2004-2005 уч. год 2005-2006 уч. год 2006-2007 уч .год
Алгебра 58 человек, 47% 58 человек, 41% 17 человек, 19%
Русский язык 64 человека, 52% 41 человек, 28% 15 человек, 16%
Однако, как видно из анализа, количество учащихся, получивших отметку «5» на экзаменах стремительно уменьшается. На это указывают разные причины, о которых было сказано выше.
11-е классы
На конец 2006-2007 учебного года в 11-х классах обучалось 66 учеников. Все учащиеся 11-х классов были допущены к итоговой аттестации, успешно ее выдержали и получили документ об образовании соответствующего образца. Учащиеся 11-х классов сдавали три обязательных экзамена – по литературе (100% обучающихся выбрали сдачу в форме защиты реферата), по алгебре и началам анализа (в письменной форме – контрольная работа по вариантам) и по русскому языку в форме ЕГЭ.
Все 66 выпускников средней школы успешно выдержали итоговую аттестацию, подтвердили свои годовые оценки или показали результаты выше годовой аттестации по предмету.
Экзамен по литературе
Параметры статистики 11 а класс(21человек) 11б класс(24 человека) 11в класс(21 человек) Итого(91 человек)
Оптимальный уровень 15 (71%) 20 (83%) 9 (43%) 44 (67%)
Допустимый уровень 4 (19%) 3 (13%) 8 (38%) 15 (23%)
Критический уровень 2(10%) 1 (4%) 4 (19%) 7 (11%)
Недопустимый уровень 0 0 0 0
Экзамен по алгебре и началам анализа
Предложенная для экзамена работа была рассчитана на ученика, владеющего материалом школьного курса алгебры и начала анализа на программном уровне. Работа не содержала тех заданий, которые обеспечили бы получение оценки «3» слабым ученикам.
Параметры статистики 11 а класс(21человек) 11б класс(24 человека) 11в класс(21 человек) Итого(91 человек)
Оптимальный уровень 8 (38%) 8 (33%) 0 16 (24%)
Допустимый уровень 4 (19%) 11 (46%) 11 (52%) 26 (39%)
Критический уровень 9 (43%) 5 (21%) 10 (48%) 24 (36%)
Недопустимый уровень 0 0 0 0
Письменные работы по алгебре и началам анализа претендентов на золотую медаль проверялись в ЦПК «Развитие образования» независимой комиссией. В результате работы этих учеников были оценены на «отлично», замечаний по работам не было.
Экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ
Экзамен поводился в данной форме, впервые (сроки сдачи были опубликованы поздно), в связи с этим учителя русского языка отмечают слабую подготовку учащихся. Экзамен проходил в МОУ СОШ №1. Работа, по мнению обучающихся, была достаточно сложной, она включала в себя 3 блока: первых 2 блока – это тестовые задания, третий блок – эссе-сочинение. К сожалению нет данных о допущенных ошибках и недочетах, что позволило бы сделать более глубокий анализ экзамена и указать на ликвидацию пробелов в знаниях как учителям, так и ученикам. Средний балл – 49, что соответствует среднему баллу по району.
Параметры статистики 11 а класс 11б класс 11в класс Итого
Оптимальный уровень 2 (10%) 2 (8%) 0 4 (6%)
Допустимый уровень 14 (67%) 13 (54%) 9 (43%) 36 (54%)
Критический уровень 4 (19%) 9 (38%) 11 (52%) 24 (36%)
Недопустимый уровень 1 (5%) 0 2 (10%) 3 (5%)
Класс По списку Повысили годовую отметку Понизили годовую отметку Подтвердили результат
11а 21 4 4 13
11б 24 2 2 20
11в 21 4 3 14
итого 66 10 9 47
Экзамен по выбору
Для итоговой аттестации 2006-2007 учебного года учащиеся 11-х классов выбрали следующие предметы:
Предмет 11а кол-во учащихся 11б кол-во учащихся 11в кол-во учащихся Итого
1.История России 2 7 3 12 (18%)
2.Обществознание 9 15 18 42 (64%)
3.химия 5 0 1 6 (9%)
4.география 18 22 18 58 (88%)
5.биология 12 21 15 48(73%)
6.физика 5 3 2 10 (15%)
7.геометрия 2 0 2 4 (6%)
8.русский язык (устно) 0 0 1 1 (2%)
9.всеобщая история 0 0 2 2 (3%)
10.английский язык 7 4 0 11 (17%)
11.немецкий язык 3 1 0 4 (6%)
Экзаменационные комиссии 11-х классов единодушно отметили, что все экзамены прошли на высоком уровне. Большую помощь в организации экзаменов оказали классные руководители. Все учащиеся хорошо подготовились к экзаменам, их ответы отличались полнотой, аргументированностью, логичностью построения.
Кадровые ресурсы
Сравнительная таблица квалификационных категорий
Категория 2002-2003 2003-2004 2004-2005 2005-2006 2006-2007
Высшая 18 (33%) 16 (35%) 16 (36%) 14 (33%) 15 (41%)
Первая 12 (22%) 7 (15%) 9 (20%) 9 (21%) 8 (22%)
Вторая 13 (24%) 19 (41%) 20 (44%) 18 (43%) 13 (35%)
Ниже второй 0 0 0 1 (2,4%) 1 (3%)
Достижения наших педагогов:
Лауреат районного конкурса «Учитель года» - 1 человек
Лауреат районного конкурса «Самый классный классный» - 1 человек
Победитель районного конкурса «Самый классный классный» - 1 человек
Грантополучатель Губернатора Московской области в рамках Национального проекта «Образование» - 1 человек
Награждены:
Знаком «Отличник народного просвещения» - 3 человека
Почетной грамотой Министерства образования РФ - 3 человека
Почетной грамотой Главы Одинцовского района – 1 человек
Почетной грамотой Главы г.Одинцово – 5 человек
Медалью «За доблестный труд на благо Одинцовского района» - 3 человека
Другими Правительственными наградами – 5 человек
Предпрофильная подготовка
На протяжении 2 - х лет наша школа работает в режиме школьной экспериментальной площадки «Введение предпрофильной подготовки». В настоящее время продолжается поэтапная реализация программы эксперимента:
1. сформирована школьная нормативно – правовая база:
- план – график мероприятий по введению эксперимента,
- положение о профильном обучении и предпрофильной подготовке,
- положение об индивидуальном учебном плане обучающихся 9-го класса,
- положение об образовательном рейтинге выпускников 9-го класса,
- положение об учете личных достижений учащихся «портфолио»,
- положение об экспертной группе.
2. идет отработка различных моделей предпрофильной подготовки:
- апробация методического обеспечения,
- организация и проведение курсов по выбору,
- отработка различных форм внешкольной предпрофильной ориентации («партнерские отношения»): ПУ №18, ГОУ ПУ № 158, № 42, музыкальная школа, Дом культуры «Солнечный»
3. совершенствование профессионального мастерства педагогов
В ходе поэтапной реализации программы эксперимента идет составление диагностического банка. В его основе данные мониторинга (анкетирование учащихся и родителей, с целью выявления социального заказа).
Исходя из данных опроса родителей и обучающихся, а также внутренних возможностей школы (материально – техническая база, учебно – методическое обеспечение, педагогические кадры) следует, что в 2007-2008 учебном году введение профилей в 10-х классах отменяется, но проблема перехода на профильное обучение остается актуальной для всего педагогического коллектива школы, над решением которой придется работать в следующем учебном году, хотя мы понимаем, что профильное обучение и единый государственный экзамен вещи несовместимые.
Демографический паспорт школы.
2004-05 2005-06 2006-07
Сколько детей обучается 654 603 544
Полных семей 509 433 392
Неполных семей 145 161 149
Из них с одним отцом 11 14 10
с одной матерью 131 147 139
Многодетных семей 21 20 17
Неблагополучных семей 3 3 3
Опекаемых детей 7 7 3 (1)
Трудных, на ВШК 16 20(33 на конец года) 28(32 на конец года)
Состоят на учете в ОДН 8 6(23 на конец года) 14(18 на конец года)
Основные проблемы в школе.
- наличие части контингента обучающихся не получивших основного общего образования (в основном дети, обучающиеся по временной регистрации);
- наличие второгодников;
- отсутствие системы научного мониторинга результатов образовательного процесса;
- интенсификация труда педагогического состава;
- недостаточная развитость материально-технической базы;
- переход школы на профильное обучение
Основные направления развития школы
1. Получение лицензии на право реализации программ начального образования и набор детей в 1 класс с 01.09.2008г.;
2. Получение лицензии на предоставление дополнительных платных образовательных услуг и предоставление этих услуг по различным видам деятельности;
3. Создание Управляющего Совета для формирования многоканальной системы финансирования;
4. Переход на профильное обучение в соответствии с социальным заказом со стороны родителей.
5. Подключение ресурсов сети Интернет к каждому учебному кабинету;
6. Переподготовка кадров и массовое внедрение информационных технологий во всех областях учебного плана.